Виды парашютов: типы, классификация, назначение

Главная задача любого парашюта - безопасно доставить с неба на землю человека или груз, замедлив его снижение по вертикали, или затормозить наземное движение в горизонте - например, самолета или спорткаров. Уже много десятилетий парашюты - незаменимые спутники летчиков, военных и обычных скайдайверов. В зависимости от цели использования, сильно меняется вид парашюта: от круглого для простого десантирования грузов и людей - до «крыльев» для профессионального использования в скайдайве.

Виды парашютов по назначению

Существуют четыре основных вида парашютов по цели использования.

  • Тормозной парашют

Используется для снижения скорости и сокращения (в среднем на треть) длины пробега транспортного средства: самолета при посадке, гоночного автомобиля в дрег-рейсинге. Такие парашюты могут быть разной формы - круглыми, ленточными, крестообразными, и применяться по два-три сразу. Площадь тормозных систем в авиации составляет до 40 квадратных метров на легких самолетах, до 200 квадратов - на средних и тяжелых.

  • Для решения вспомогательных задач

Такие парашюты являются частью парашютных систем: например, вытяжные (медуза) - чтобы раскрыть основной парашют, стабилизирующие - поддерживают стабильное положение в падении, дрог - небольшой парашют, который используется в том числе для того, чтобы не дать тандем-паре превысить безопасную скорость падения.

  • Для десантирования грузов

Максимальное применение эти парашюты находят в армии - для выброски в заданной точке вооружения или военного имущества. Тоже могут быть разной формы: круглой, квадратной и даже «крыла». Так, в прошлом году к эксплуатации в украинской армии были допущены «крылья» - управляемые американские системы MicroFly и FireFly для десантирования с самолетов типа Ан-26. MicroFly позволяет «сбрасывать» груз до 225 км, FireFly - до 1090 кг, и происходит это на скорости полета до 277 км/ч, с высоты максимум 7468 м.

  • Для десантирования людей

Используются в армии, авиации, парашютном спорте. В этой категории тоже есть несколько видов парашютов - в зависимости от цели прыжка, высоты раскрытия и управляемости.

Виды парашютов для выполнения прыжков

  • Спасательный парашют

Нужны пилотам для аварийного покидания самолета или вертолета, в спортивных дисциплинах используется еще парапланеристами. Обычно имеет круглую форму купола, но изредка встречаются и квадратной формы. Срабатывают на высотах от 100 метров и практически до «потолка» полета самолета. Если приходится покидать борт на очень большой высоте, придется попадать: спасательный парашют типа С-3-3, С-4 или С-5 разрешается раскрывать после прохождения отметки в 9 000 метров.

  • Парашют для бейсджампинга

Бейс - это отдельное и очень опасное направление парашютного спорта, поскольку прыжки выполняются не из самолета, а с фиксированных объектов (здания, антенны, мосты, горы) и с низких высот. Поэтому в бейсе используется только один парашют: на раскрытие запаски все равно не будет времени. Основной парашют максимально надежен и быстро раскрывается - за 15-70 метров. Он изначально конструировался по такому же принципу, как запасной парашют для прыжков с самолетов.

  • Десантный парашют

Используется в армии и на некоторых провинциальных дропзонах. Чаще всего он имеет круглую форму (но бывают исключения, например, десантная парашютная система Т-11 в США) и плохо управляем, запасной парашют крепится на животе. Вертикаль и горизонталь под таким куполом составляют по 5 м/с, снижение скорости происходит преимущественно за счет сопротивления воздуха. Самые известные в Украине круглые десантные парашюты - Д-5 и Д1-5. Но украинская армия все чаще отдает предпочтение спортивным парашютам типа «Крыло» и обучению по программе AFF.

  • Тренировочный парашют

Выступает промежуточным звеном между круглым десантным парашютом и спортивным «Крылом» при обучении по второй программе (в украинском скайдайве она считается морально устаревшей). Как и десантный - круглой формы, но в куполе сделаны специальные прорези и клапаны, которые позволяют управлять парашютом, разворачиваться вокруг своей оси с помощью строп управления за 18 секунд и тренировать точность приземления. Хотя с управляемостью парашюта типа «Крыло» это, конечно, не сравнится. Средняя вертикальная скорость - 5 метров, горизонтальная - до 2,5 метров. Самая известная разновидность тренировочного парашюта - Д-1-5У.

К тренировочным моделям также относят УТ-15, он считается самым маневренным из круглых куполов. Говорят, в Украине еще встречаются парашютисты, которые видели его «вживую» и даже прыгали с ним :)). Но вообще эпоха Д-1-5У и УТ-15 уже в прошлом.

  • Спортивный парашют

Это тот самый парашют «Крыло», который используется на всех современных аэродромах Украины и мира. Он состоит из верхней и нижней оболочек, соединенных специальными перемычками - нервюрами, которые делят парашют на 7 или 9  секций и определяют форму. Подъемная сила у крыла создается по тому же принципу, что и у крыла самолета: за счет отклонения набегающего потока за парашютом.

Форма парашюта «Крыло» может быть прямоугольной, полуэллиптической и эллиптической.

Прямоугольник. Такая форма обеспечивает большую стабильность и безопасность парашюта. В форме прямоугольника, как правило, шьют студенческие парашюты - за повышенную площадь в 200-300 кв футов на сленге их еще называют «матрасами», парашюты для прыжков на точность и на купольную акробатику, запасные парашюты.

Полуэллипс. Отличается слегка эллиптической передней и/или задней кромкой (чаще задней), и за счет этого получает преимущество в скорости и маневренности. Но такие парашюты гораздо требовательнее к навыкам пилота и запрещены для использования новичками.

Эллипс. Имеет ярко выраженную эллиптическую переднюю и заднюю кромку. Такая конструкция дает парашюту очень высокие летные характеристики и помогает развивать приличную скорость и максимальную маневренность. Высокоскоростные эллипсы предназначены для использования скайдайверами с опытом не менее 500 прыжков.

Основные парашюты бывают разных размеров: от 500 квадратных футов для самых больших тандемов до 37 квадратных метров, - с таким «носовым платком» в 2008 году установил мировой рекорд по пилотированию и приземлению купола JVX-37 бразильский скайдайвер Луиджи Кани. Самыми рабочими считаются размеры от 150 до 90 кв футов для спортсменов.

Независимо от формы, любой купол типа «Крыло» - высокоуправляемый. Для управления парашютом спортсмены используют специальные клеванты: если тянуть за левую - купол развернется влево, за правую - вправо, причем с незначительной потерей высоты. А если энергично «задавить» обе стропы управления прямо перед приземлением, то парашют мягко приземлит спортсмена на ноги. Этот прием называется «подушкой».

  • Запасной парашют

Уложить в ранец основной парашют может любой укладчик и даже сам спортсмен, это не требует особой сноровки. А вот право укладывать запасной парашют имеют только сертифицированные риггеры после специального обучения. Потому что введение в действие запаски - это последний шанс на спасение в случае отказа ОП.

Основной и запасной парашют в целом подобны друг другу: и там, и там это управляемое крыло со слайдером, стропами, клевантами. Но есть и кардинальные отличия. Первое: в вытяжной парашют «вмонтирована» пружина, которая выбрасывает запаску в поток после расчековки ранца. Второе: раскрытие возможно как ручное, так и страхующим прибором. Третье: камера не пришита к верхней оболочке купола и при раскрытии ПЗ просто «улетает» вместе с вытяжным парашютом, это добавляет безопасности. Четвертое: все запаски исключительно 7-сецкионные (одно время экспериментировали с 5- и 9-секционными вариантами, но пришли к выводу, что они менее надежны) и в форме прямоугольника.

Полное раскрытие запасного парашюта не превышает двух секунд.

  • Парашютные системы

Основной и запасной парашют, уложенные в ранец (с подвесной системой) и оснащенные страхующим прибором, составляют парашютную систему.

Ранец представляет собой два отсека с клапанами. В верхней части размещается «запаска» и страхующий прибор, который раскроет ее, если по какой-то причине (отказ мозга, потеря сознания или контроля высоты) этого не сделает сам парашютист. В нижний отсек укладывается основной парашют в камере. На дне ранца - карман для медузы.

Подушка (иногда кольцо) отцепки расположена на ленте подвесной системы, справа на уровне груди. Она выдергивается, когда нужно отцепить основной парашют при его отказе. Слева, строго напротив подушки, находится кольцо запасного парашюта.

Прочность капроновой ленты «подвески» - 2700 кг, а металлических пряжек - 1200 кг.

Как подобрать парашют

Выбор парашюта - очень ответственная задача, от которой зависит комфорт во время прыжков и, главное, безопасность парашютиста. В первую очередь, он должен отвечать опыту скайдайвера и рекомендованному производителем диапазону загрузки (отношению суммарного веса в снаряжении к площади парашюта). Чем выше загрузка, тем маневреннее и «летучее» купол, и тем больше высоты он теряет при развороте. Загрузку можно увеличивать очень постепенно: от 0,85 для студентов до 2,7 у пилотов эллипсов.

Второй критерий - задачи, которые спортсмен ставит перед собой на прыжках. Для купольной акробатики нужны более точностные спокойные мешки, специальные наработки у производителей есть для wingsuit-полетов, для свупа потребуется скоростная модель.

И третий важный момент - комфорт, то есть система должна хорошо «сидеть» на фигуре, а все ее элементы - быть в свободном доступе и не иметь внешних повреждений.

При малейших сомнениях по поводу того, как выбрать парашют перед прыжком и уж тем более для покупки, нужно обратиться за советом к опытному инструктору.

Первый прыжок с парашютом на DZ Boro — как первая любовь, которая навсегда останется в вашем сердце

Приезжайте прыгайте летайте!
Ждем вас в гости!